Здесь будут публиковаться результаты практического применения знаний по акустике саксофона.
16.01.2016
Решил на этой странице начать серию публикаций под общим названием " Сам себе мастер".
Сегодня первая публикация:
Для желающих понять как делается регулировка саксофона и научиться делать эту регулировку самостоятельно, предлагаю посмотреть видео о регулировке саксофона замечательного МАСТЕРА и саксофониста, имеющего знания и опыт, которого зовут IVAN MEYER.
https://www.youtube.com/watch?v=afNWYtp8tjk ( это первая часть видео)
https://www.youtube.com/watch?v=cMU8RJIHwMw ( это вторая часть видео)
Видео на португальском языке, но процесс регулировки саксофона очень подробно показан.
23.02.2016 Вторая публикация:
Диагностику мундштука на наличие 2, 3 и 4 дефекта можно сделать и БЕЗ НАЛИЧИЯ специальных измерительных инструментов, используя небольшую пластину шлифованного (полированного) стекла 50х100мм или любого другого, больше наружных размеров мундштука.
Одну сторону стекла промазать тонким слоем любого растительного масла. На мундштук, удерживаемый в руке поверхностью стола вверх, положить стекло смазанной стороной на поверхность стола мундштука. (смотреть на мундштук через стекло) Если пятно контакта на всей поверхности стола, то поверхность стола плоская- стол в нормальном состоянии. Если не ровная, то стекло покажет в каком месте дефект. На месте бугра будет пятно контакта, а на месте впадины- пятна НЕ БУДЕТ.
Перекатывая стекло к кончику мундштука, следите за перемещением пятен контакта на обоих рельсах мундштука- они должны "двигаться" симметрично (синхронно). Если есть несимметричность расположения пятен контакта - то это результат различий кривизны боковых рельс. Пятна контакта должны «двигаться» по поверхности боковых рельс ( по кривой дуге фейса) плавно – без рывков и провалов.
Вот примеры того как звучат мундштуки у Владимира Лебедева после моих рефейсов . Это примеры beechler bellite и lebayle studio. Это металлические мундштуки.
А это тесты мундштуков mayer, beechler ,b&s от замечательного саксофониста- Владимира Кушнарева
Ещё один тест тенорового мундштука
https://youtu.be/dHxTiIfGWI8
Сравнение ( тест) мундштуков для тенор саксофона без рефейса и с рефейсом
https://youtu.be/WsP5PD4P0ZM
16.01.2016
Решил на этой странице начать серию публикаций под общим названием " Сам себе мастер".
Сегодня первая публикация:
1. " Сам себе мастер: Регулировка саксофона."
Саксофон, как техническое устройство, должен отвечать
определенным техническим требованиям (параметрам) - все элементы и детали должны быть технически исправными и правильно
отрегулированными. Эти требования относятся в первую очередь к
клапанно–рычажному механизму. Ведь именно
благодаря работе клапанно-рычажного механизма происходит изменение длины
звучащего воздушного столба, расположенного внутри саксофона. От
технического состояния элементов этого механизма и их регулировок зависит
правильность и стабильность извлечения звуков различной высоты.
Если
коротко охарактеризовать нормальное
техническое состояние и правильную
регулировку элементов клапанно-рычажного
механизма саксофона, то это сводится к
простой характеристике – саксофон кроет.
«Крой» это сленговое слово саксофонистов
и мастеров по ремонту саксофонов,
которое обозначает плотное и
герметичное закрытие поверхности подушки клапана на кромке
тонального отверстия корпуса.
Если саксофон грамотно
сконструирован и технологически правильно изготовлен, то плоскость поверхности
подушки и плоскость кромки тонального отверстия при закрытии клапана совпадают.
В результате этого подушка клапана
герметично (без просветов) закрывает тональное отверстие - т.е. клапан кроет.
Проверка
плотности закрытия клапанов производится
с помощью любого малогабаритного
источника света (лампочка, светодиодная
лента) помещенного внутрь трубы
саксофона. Отсутствие просветов из закрытого клапана говорит о его нормальном состоянии. Если при закрытом клапане видны щели, из которых пробивается свет, то
это говорит о ненормальном
состоянии клапана и его необходимо
регулировать либо ремонтировать.
ПРИЧИНЫ НЕКРОЯ И СПОСОБЫ ЕГО УСТРАНЕНИЯ.
1. ПРИЧИНА НЕКРОЯ:
Неровность
плоскости кромки тонального
отверстия - выступы или углубления. Этот дефект
является результатом НЕКАЧЕСТВЕННОЙ обработки кромок тональных
отверстий при изготовлении саксофона. Проще
говоря это заводской брак. Но может быть и повреждение поверхности
кромки тонального отверстия деформацией в процессе эксплуатации. Наличие этого дефекта проверяется
просветом тонального отверстия закрытого плоским непрозрачным предметом.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
Выступы, впадины устраняются механической обработкой кромки при
помощи шлифовальной шкурки, приклеенной к небольшой плоской пластинке из стекла, дерева или металла. Размеры пластинки должны быть больше
обрабатываемого отверстия.
Я применяю металлические пластины, отрезанные
из строительного шпателя, различной
ширины в зависимости от диаметра тонального отверстия. Металл пластины шпателя (сталь) плоский и упругий. Шлифовальную шкурку средней
зернистости я приклеиваю двухсторонним скотчем.
Так
как толщина стенок кромок
тональных отверстий составляет
0,7-0,8 мм .
а высота выступов или глубина впадин на поверхности кромок как правило
в пределах 0,1- 0,5 мм ,
то для удаления назначительных неровностей
достаточно небольшой ручной механической шлифовки (без применения специальных
шлифовальных приспособлений, дрелей и шуруповертов). Перед обработкой кромку желательно закрасить
маркером. Маркер «покажет» где находятся выступы и впадины на поверхности
кромки и «подскажет» когда точить уже не надо. Немного пришлифовать - до устранения
неровностей - контроль при помощи просветки кромки, закрытой обрабатывающей
пластиной. Избегайте чрезмерных усилий при шлифовании и следите за
равномерностью прилагаемых усилий при шлифовке. Старайтесь прилагать
прижимающее усилие к обрабатывающей пластинке с приклеенной шлифовальной
шкуркой в районе центра обрабатываемого отверстия и производить поворотные
движения пластинки по часовой и против часовой стрелки на
угол 15-20 градусов. Это условие обеспечит равномерную ( без завалов и
перекосов) обработку кромок отверстия. Отсутствие щелей - говорит о правильно
выполненной операции по достижению плоскостности кромки стакана.
ОЧЕНЬ
ВАЖНО!!! После шлифовки плоскости кромок стакана тонального отверстия, для
предотвращения прорезания тонкой кожи подушек об эти острые кромки, НЕОБХОДИМО притупить
( немного скруглить) эти острые
кромки шлифовальной шкуркой или
надфилем.
Деформированные
(гнутые) участки кромки отверстия
правятся
(выравниваются) до исходного состояния.
2. ПРИЧИНА НЕКРОЯ
Несовпадение плоскости подушки и плоскости кромки тонального отверстия в закрытом
положении, или проще говоря, перекос. Причиной этого дефекта является:
а) заводской брак.
В результате технологических отклонений при
изготовлении и сборке деталей саксофона
могут появиться дефекты, в результате которых
плоскости подушки и плоскости кромки тонального отверстия в закрытом
положении не совпадают. Производители
саксофонов, дорожащие своей репутацией выявляют
и устраняют такие дефекты при финишной проверке.
б) деформация элементов
клапанно-рычажного механизма (стоек, осей рычагов, тарелок клапанов) в
процессе эксплуатации саксофона.
СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Этот дефект устраняется:
а) установкой подушки клапана «с компенсирующим перекосом» для обеспечения совпадения плоскости подушки и плоскости кромки тонального отверстия.
Этот способ, по моему мнению НЕПРАВИЛЬНЫЙ, так как он не устраняет заводской брак либо эксплуатационные
деформации деталей саксофона. Но, тем не менее, этот
способ применяется некоторыми
мастерами.
б) правкой (подгибкой)
рычагов клапанов до обеспечения
совпадения плоскостей.
Этот
способ, по моему мнению ПРАВИЛЬНЫЙ, так как благодаря этому способу устраняется
заводской брак или эксплуатационная деформация и производится приведение в НОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ деталей саксофона, обеспечивающих
совпадение плоскостей подушек и кромок тональных отверстий.
Причём хочу отметить, что при
устранении щели несколько десятых миллиметра правка (гибка) рычага производится в очень
незначительных пределах.
Более подробно изложу методику
приведения в НОРМАЛЬНОЕ техническое
состояние рычага и тарелки клапана
вместе с подушкой в результате правки (гибки) рычага.
ОЧЕНЬ ВАЖНО - Правку НЕОБХОДИМО производить только руками - вернее
пальцами рук!!! без применения молотков, пассатижей и прочих механических
приспособлений.
При устранении некроя применяю метод, который
для себя условно назвал "циферблатные качели". Суть его заключается в
следующем: тарелку клапана представляем условно в виде циферблата часов (
причём 12 часов- это место в котором припаян рычаг к тарелке клапана). При
закрытии клапана, если есть некрой, замечаем в каком месте этот некрой -
например - 9 часов. Теперь начинают работать "качели" - с
противоположной стороны тарелки клапана- (3 часа) на кромку тонального отверстия
подкладываем полоску кожи (ширина 10-15 мм , длина 10
см ., толщина 3-4 мм , например полоска от брючного ремня) и нажимаем
на участок тарелки (9 часов). При этом нужно немного перегнуть тарелку клапана,
так как есть упругая деформация. Дальше контролируйте - если мало то еще гнёте.
Поперечный некрой (3 и 9 часов) в принципе легко устраняется. Тяжелее
продольный (6 и 12 часов). Но принцип качелей работает также. Подкладываем полоску
кожи в том месте, где подушка клапана
"пришла" первой к кромке стакана а нажимаем в том месте где есть
некрой- таким образом подгоняем плоскость
подушки клапана к плоскости кромки
стакана добиваясь и их плотного контакта .
ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! - Необходимо внимательно проконтролировать
плотное прилегание подушки клапана к кромке стакана со всех сторон - контроль
всех 12 часов (360 градусов). При
окончательном контроле плотности
закрытия клапана НУЖНО освободить от пружинки рычаг проверяемого клапана и расположить
саксофон так, чтобы горизонтально
установленная подушка клапана под собственным весом закрывалась на кромке стакана. Отсутствие просветов говорит о правильности выполения регулировки клапана.
3. ПРИЧИНА НЕКРОЯ
Некрой может быть и в результате повреждения подушки клапана
(порыв, затвердение) – в этом случае подушка подлежит замене. Поврежденную подушку удаляете из тарелки
клапана, очищаете от остатков старого клея и устанавливаете ( приклеиваете)
новую подушку. При этом необходимо приклеить новую подушку ровно, без
перекосов в тарелку клапана клеем (силикон или ПВА), обеспечив плотное
приклеивание пятки резонатора ко дну
тарелки клапана. Никаких бумажечек, прокладочек не использовать - они не
предусмотрены конструктивно - есть только подушка, клей, тарелка клапана. При замене подушек ОЧЕНЬ желательно
устанавливать новые подушки такой же
толщины как и «заводские». Все элементы клапанно-рычажного механизма имеют
определенную конфигурацию и определенные конструктивные размеры. Изменение
каких либо размеров или конфигурации какого либо элемента (например изменение толщины подушки) приведет к нарушению правильной работы
клапанно-рычажного механизма. Установка
боле тонких или более толстых подушек приведет к появлению некроя . ( более
тонкая подушка даст некрой «12» часов , а боле толстая – некрой «6» часов.) Почему так происходит вам станет понятно, если
вы внимательно посмотрите на рисунок «О
влиянии толщины подушек на «крой».
Изучив рисунок, вам станет понятно, почему НУЖНО ставить
подушки нормальной (заводской) толщины. Рычаг клапана, поворачиваясь на оси, совершает радиальное
перемещение тарелки клапана с
установленной подушкой. Поэтому подушка нормальной
толщины равномерно закрывает кромку
тонального отверстия, более тонкая подушка касается кромки на участке «6» часов,
а более толстая подушка касается кромки отверстия на участке «12» часов.
Кстати, не
все производители подушек указывают
толщину, поэтому при покупке желательно уточнить у продавца толщину подушек. Толщина
подушек может быть в пределах 3,8 – 4,2 мм . Но если вы приобрели подушки другой
толщины, то можно использовать и их. Применение
более тонких или толстых подушек добавит вам больше работы по регулировке (правке) рычагов клапанов для обеспечения
плотного (герметичного) закрытия подушек на кромках тональных отверстий. Произведя
регулировку (правку рычагов) под подушки толщиной, например 4,0 мм ., при следующей замене подушки такой же толщины уже
не потребуется дополнительная
регулировка (правка) рычагов.
РЕГУЛИРОВКА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ КЛАПАНОВ
Характерной особенностью клапанно-рычажного механизма саксофона является то, что в этом механизме есть клапаны одинарные (не
сблокированные с другими клапанами) и сблокированные (взаимосвязанные). Регулировка сблокированных клапанов предусматривает обеспечение их одновременного и синхронного закрытия.
При регулировке обеспечения кроя взаимосвязанных клапанов
применяю "командно-синхронный принцип". Взаимосвязанные клапана
должны синхронно - закрываться на кромках стаканов - синхронность контролируйте (также как и некрой) с помощью лампы. Наличие
регулировочных винтов в конструкции саксофона
намного упрощает регулировку взаимосвязей
клапанов. Но если таких винтов нет, то регулировку производим правкой
контактирующих элементов
взаимосвязанных клапанов.
Если какой-то клапан
"вырывается" вперед и первым касается поверхности кромки стакана, то
его нужно "притормозить" - сделать так чтобы он касался синхронно
вместе с сблокированным клапаном кромок тональных отверстий. Опять же под
клапан, который "вырывается" вперед - подкладывайте полоску кожи - но теперь почти на весь клапан,
а подгибаете клапан, который
"отстает"- подгоняете его как бы вперед - пригибаете его вниз - опять
контролируйте синхронность действия клапанов.
Способ устранения некроя подгибкой
рычагов применяется многими
мастерами, в том числе и на фирмах Selmer и Yamaha.
Для желающих понять как делается регулировка саксофона и научиться делать эту регулировку самостоятельно, предлагаю посмотреть видео о регулировке саксофона замечательного МАСТЕРА и саксофониста, имеющего знания и опыт, которого зовут IVAN MEYER.
https://www.youtube.com/watch?v=afNWYtp8tjk ( это первая часть видео)
https://www.youtube.com/watch?v=cMU8RJIHwMw ( это вторая часть видео)
Видео на португальском языке, но процесс регулировки саксофона очень подробно показан.
Работа элементов клапанно- рычажного механизма саксофона поддается логическому осмыслению и легко визуально контролируется.
Внимательно изучив работу элементов
клапанно-рычажного механизма саксофона, вы
сможете понять какую роль выполняет
каждый элемент, что куда
и зачем гнуть и что куда и зачем подклеивать (демпферы из пробочки,
фетра…) Включив наблюдательность, логическое
мышление и имея практические слесарные
навыки, вы сможете обеспечить ПРАВИЛЬНУЮ
работу клапанно-рычажного механизма
саксофона.
И САМОЕ ВАЖНОЕ: Выполнение
регулировочно-ремонтных работ саксофона требует наличие навыков выполнения
слесарных работ, наличие необходимых инструментов и самое главное - понимание и представление того, что вы хотите сделать. Если какого то компонента из
перечисленных у вас нет, или вы
неуверенны в себе – лучше не беритесь за
выполнение ремонтно-регулировочных работ саксофона!!!
2 .ДИАГНОСТИКА И "ЛЕЧЕНИЕ" МУНДШТУКА
Техническое состояние мундштука определяется в результате проведения диагностики.
Диагностика мудштука производится в
результате визуального осмотра и с применением специальных измерительных
приборов. (штангенциркуль, микрометр,
специальная измерительная стеклянная пластина, щупы…)
В
результате диагностики обнаруживаются имеющиеся дефекты.
Если говорить о
дефектах мундштука, то
они могут быть следующими:
1. Наличие сколов или царапин на поверхности рельс и передней кромке мундштука.
1. Наличие сколов или царапин на поверхности рельс и передней кромке мундштука.
2. Неровность
( неплоскостность) поверхности стола мундштука (бугор или впадина).
3. Различная кривизна боковых рельс ( фейса ) мундштука.
3. Различная кривизна боковых рельс ( фейса ) мундштука.
4. Неровность и неправильность выведения передней кромки кончика мундштука.
5. Различная толщина боковых рельс.
6. Перекос плоскости кончика мундштука относительно плоскости поверхности стола мундштука.
5. Различная толщина боковых рельс.
6. Перекос плоскости кончика мундштука относительно плоскости поверхности стола мундштука.
7. Перекос внутренних элементов мундштука (мост, бафл)
относительно плоскости поверхности стола мундшука.
Диагностику мундштука на наличие 2, 3 и 4 дефекта можно сделать и БЕЗ НАЛИЧИЯ специальных измерительных инструментов, используя небольшую пластину шлифованного (полированного) стекла 50х100мм или любого другого, больше наружных размеров мундштука.
Одну сторону стекла промазать тонким слоем любого растительного масла. На мундштук, удерживаемый в руке поверхностью стола вверх, положить стекло смазанной стороной на поверхность стола мундштука. (смотреть на мундштук через стекло) Если пятно контакта на всей поверхности стола, то поверхность стола плоская- стол в нормальном состоянии. Если не ровная, то стекло покажет в каком месте дефект. На месте бугра будет пятно контакта, а на месте впадины- пятна НЕ БУДЕТ.
Перекатывая стекло к кончику мундштука, следите за перемещением пятен контакта на обоих рельсах мундштука- они должны "двигаться" симметрично (синхронно). Если есть несимметричность расположения пятен контакта - то это результат различий кривизны боковых рельс. Пятна контакта должны «двигаться» по поверхности боковых рельс ( по кривой дуге фейса) плавно – без рывков и провалов.
Особенно важно-
на кончике мундштука пятно контакта должно "показать" ровную дугу,
как дуга кончика ногтя
пальца. Причем дуга должна быть симметричной. Если этого нет, то плоскость кончика мундштука перекошена и
неправильно выведена.
Имеющиеся дефекты на
внутренних поверхностях мундштука устанавливаются с использованием стекла и штангенциркуля. Располагая кромку стекла в месте произведения измерения
мундштука ( передняя кромка, мост)
используя линейку глубиномера штангенциркуля производится контроль
симметричности внутренних поверхностей.
Если
произведя диагностику технического
состояния мундштука, Вы не обнаружили никаких дефектов, то значит
Вы плохо искали….
Если
же Вы обнаружили какие то дефекты, то возникает следующая проблема – как
«лечить» эти дефекты.
Есть
два пути:
1.
Если Вы не знаете и не
понимаете как лечить имеющийся дефект и
если у вас проблемы с местом роста рук –
то Вам нужно обращаться к тем людям,
которые ЗНАЮТ, ПОНИМАЮТ И УМЕЮТ «лечить
заболевания» мундштуков. ( Дальше п. 2
можете не читать)
2. Если Вы
знаете и понимаете как лечить
имеющийся дефект и если у Вас нет
проблемы с местом роста рук – устраняйте
имеющийся дефект самостоятельно.
Теперь, несколько слов о том, как устранить самостоятельно 2, 3 и 4 дефекты без применения специальных обрабатывающих и измерительных инструментов.
Теперь, несколько слов о том, как устранить самостоятельно 2, 3 и 4 дефекты без применения специальных обрабатывающих и измерительных инструментов.
Я устраняю эти дефекты тоже с помощью
стеклышка, но одна поверхность
которого обработана крупной шлифовальной шкуркой - в итоге получается стекло с
абразивной поверхностью. Получается «прозрачный»
абразивный инструмент. Применение
такого стекла позволяет контролировать и производить обработку дефектных мест. Используя
это, стекло смоченное водой, убираете дефектные места. ( смотреть на
мундштук через стекло, ориентируясь по
пятнам контакта и дефектным местам….)
Для обработки дефектных поверхностей мундштуков из
эбонита и пластмассы вполне
хватает этого абразивного стеклышка.
Для исправления дефектных мест металлических мундштуков применяйте шлифовальную шкурку.
Для исправления дефектных мест металлических мундштуков применяйте шлифовальную шкурку.
P.S.Если у Вас нет уверенности в своих технических возможностях см.
п.1.
25.02.2016
Очередная публикация из серии «Сам себе мастер»:
3. ДОРАБОТКА ТРОСТЕЙ
(Метод сравнения продольной жесткости тростей ( Reedsresling) и его практическое применение)
Сравнивая и
анализируя трости, имеющие различные параметры заточки, решил устроить
«соревнование» среди имеющихся тростей.
«Соревнования» были проведены по принципу армреслинга.
В итоге
получился метод сравнения продольной жесткости тростей (Reedsresling)
Методика сравнения
продольной жесткости тростей заключается в следующем:
1.Сравниваемые трости, удерживаемые
пальцами рук расположить так чтобы кончики тростей были совмещены а между плоскими сторонами тростей образовался угол 30 – 45 градусов. ( См. рис. )
2.Плавно увеличивая силу прижима тростей, сравнивайте
прогибы каждой трости.
По результатам соревнований определяете
более «сильную» жесткую трость. ( но это не значит что она лучшая…)
А теперь о практической пользе «соревнования» тростей.
Имея НОРМАЛЬНО звучащую, комфортную (совместимую с мундштуком) трость (назовём её ЭТАЛОННОЙ)
сравниваете её с плохо звучащей тростью.
Проверить совместимость трости и мундштука можно
используя диагностику совместимости трости и мундштука, которая изложена в разделах 3,4 страницы "Экспериментальная лаборатория"
Если проверяемая трость имеет большую продольную
жесткость, то сравнивая прогибы тростей,
увидите те участки на которы нужно
подтачивать « испытываемую» трость. ( на
тех участках, где жесткость увеличена там трость «сильнее».)
Если трость «слабее», то можно немного укоротить
кончик трости. Этим самым вы увеличите общую жесткость трости. Далее производите подгонку испытываемой
трости к ЭТАЛОННОЙ
аналогично подгонке жесткой трости. В этом
случае трость будет использована как заготовка и возможно придется полностью
переточить рабочий профиль трости.
При подгонке тростей следите за тем, чтобы
обрабатываемые участки трости были
симметричны. ( Несимметричность заточки трости приведет к разбалансировке
трости, что отрицательно отразится на
работе трости и в итоге отразится на
КАЧЕСТВЕ звука.) При удалении «лишнего»
материала на участках трости с повышенной жесткостью в первую очередь
обрабатывайте боковины трости и в
последнюю очередь обрабатывайте сердцевину ( пружину трости). Удаляйте « лишний» материал понемногу – постепенно
контролируя (сравнивая) параметры ЭТАЛОННОЙ и обрабатываемой трости. Если при плавном увеличении нажима на трости кривизна
их прогиба симметрична, то продольные жесткости
тростей равны.
Кстати, этот метод позволяет определять сравнительную жесткость тростей различных
производителей, имеющих казалось бы одинаковую «заявленную» жесткость.
Ещё несколько слов о практическом применении указанного
метода.
Этот метод использовался
мною при доработке пластиковой трости Bari Star М под параметры
продольной жесткости пластиковой трости Fibracell №3. Особенностью
заточки трости Bari Star М является то, что трость имеет короткую рабочую зону, жесткую
сердцевину и жесткие боковины. Всё это
сказывается на тембре звука. Трость Fibracell имеет
грамотную заточку - упругую,
эластичную рабочую зону ( мембранную
зону), поэтому звук такой трости тембрально более богат обертонами ( плотный и обьемный). В результате
доработки трости Bari Star М, с помощью
указанного метода, была полностью переточена рабочая зона трости – удлинён
профиль заточки, облегчены сердцевина и боковины. В итоге тембр звука стал более богат низкочастотными составляющими и заметно
уменьшился пластмассовый призвук. Но различия
в звучании остались в силу разности свойств материалов, из которых изготовлены
трости.
Кроме того, указанный метод фактически является ДИАГНОСТИЧЕСКИМ. Этот метод позволяет
определить отклонения
жесткости «не звучащих» тростей (например из одной пачки) от параметров «звучащей»
трости. Проведя такую диагностику, вы увидите, где и на каком участке
трости имеют различную жесткость и сможете
доработать эти участки и проконтролировать результаты доработки.
Принцип применения метода простой :
1. Если участок трости жесткий, то с этого участка постепенно удаляем материал трости, добиваясь
уменьшения жесткости. Удаляйте материал
понемногу и при этом ОБЯЗАТЕЛЬНО контролируйте симметричность обрабатываемых
участков.
2. Если трость «мягкая», то увеличиваете её жесткость, укоротив кончик трости. Этим самым вы
повысите общую жесткость трости и далее смотрите п.1.
Особенностью этого метода есть его простота и возможность визуального контроля результатов
доработки параметров жесткости тростей.
Дополнительная ПОЛЕЗНАЯ информация по доработке тростей (инструменты и приемы доработки тростей….) изложена в книге Лэрри ГАЙ «Инструкция по тростям для кларнета и саксофона» и вот в этой
заметке о доработке тростей для саксофона …..
07.05.2016
А это тесты мундштуков mayer, beechler ,b&s от замечательного саксофониста- Владимира Кушнарева
Ещё один тест тенорового мундштука
https://youtu.be/dHxTiIfGWI8
Сравнение ( тест) мундштуков для тенор саксофона без рефейса и с рефейсом
я очень долго искал подобную статью, с тем, что собираюсь покупать сакс, и понятия не имею как с ним обращаться. Перечитал кучу статей, но настолько подробного и доступного материала днем с огнем. Огромное спасибо автору!!!))
ОтветитьУдалитьСпасибо за благодарность.
ОтветитьУдалитьСаксофон действительно очень удивительный и загадочный инструмент. Многие его загадки можно разгадать вооружившись знаниями акустики саксофона. Знание акустики саксофона поможет Вам понять как и почему работает саксофон , какую роль при этом выполняют элементы саксофона и как они влияют на эту работу. В этом блоге я излагаю известную мне информацию по акустике саксофона. Многое изложенное здесь Вы вряд ли найдете где нибудь. По крайней мере я не встречал аналогичную информацию. Если Вам интересно познавать новое о саксофоне, научиться многое делать своими руками для Вашего саксофона, то я думаю что мой блог Вам поможет в этом.
Удачи на пути познания серетов саксофона и применения знаний на практике.
Здравствуйте!Где можно узнать о всех имеющихся регулировочных винтах на саксе и что этими самыми винтами регулируется?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Назначение регулировочных винтов в саксофоне говорит само о себе - для регулировки клапанов. Регулировочные винты облегчают регулировку взаимосвязей сблокированных клапанов- чтобы они синхронно и плотно закрывались на кромках тональных отверстий . Смотрите внимательно на что нажимает каждый регулировочный винт и что меняется если его немного покрутить . (Регулировку сблокированных клапанов нужно проводить при закрытых клапанах и с применением лампы для просветки саксофона).
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте!У меня на альтовом саксе на клапанах Тс и Та т.е. те что выше кольца для крепления с гайтаном,есть регулировочные винты,вот для чего они не понятно.
УдалитьЭто винты для регулировки высоты открытия клапанов. От высоты открытия клапана зависит частота звука. Прикрывая клапан частота понижается а приподнимая - повышается.
ОтветитьУдалитьЗдраствуйте у меня новый сопрано и альт фирмы димавери не строят две ноты си и до. до на пол тона, до диеж второй октавы звучит как должна звучать до второй октавы. меня интересует это можно исправить или это такой брак который не исправляется. если да то в чем может быть пречина?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте Виталий. Если есть проблемы по строю то вероятными причинами могут быть некрой клапанов, и неправильные высоты открытия клапанов. Нужно проверить крой всех клапанов. При регулировке высот открытия клапанов нужно знать ,что уменьшение высоты открытия именно следующего окрытого клапана взятой ноты понижает частоту извлекаемого звука а увеличение открытия повышает частоту звука. Но вероятнее всего у вас причина именно в некрое .
ОтветитьУдалитьДобрый день. Скажите пожалуйста, дочка, которая учится играть на саксофоне альт, ппишла ко мне сегодня и говорит, что у нее не возвращается один из клапанов. Я посмотрев на клапан, он действительно не возвращается. Этот клапан находится по середине саксофона, а что это за нота клапана, я сказать не могу. Я подозреваю, что это возвратный прутик, наверное называется рычаг качели....
ОтветитьУдалитьВот, у меня вопрос, саксофону только 2 года, неужели этот рычаг качели, прутик возвратный для клапана, мог так быстро прийти в негодность, и что в этом случаи можно сделать?
Если можно, напишите пожалуйста мне ваш ответ мне на почту, alexira.com@gmail.com
Тема хорошая. Материал уникальный.
ОтветитьУдалить"...Сравнение ( тест) мундштуков для тенор саксофона без рефейса и с рефейсом..."
Ну уж и раскрыли бы в чём "рефейс"? Гле заузить, где расширить.
У кого руки чешутся несомненно попробует по своему наитию "мордочку подфэйсить", а кто считает не царское это дело напильником двигать или у кого по наитию не получилось обратится к мастеру. А так -заурядная реклама.
Спасибо за отзыв. Рефейс мундштука требует знаний, опыта, и слесарных навыков. Очень сложно объяснить где нужно и сколько точить мундштук. Нужно в каждом конкретном случае определять что делать. Но обязательным условием правильного рефейсе есть ровный стол ( это площадка на которой закрепляется трость), симметричные рельсы и правильно выведенный кончик мундштука.
УдалитьА дальше коретировать фейс в тех диапазонах где плохо звучит. На мундштуке каждый участок фейса определяет звучание определенного диапазона саксофона.
Исправьте ошибку в самом верху: "16.01.2016
ОтветитьУдалитьРешил на этой странице начать серию публикаций под общим названием " Сам себе м васастер".
Что за "м васастер"?
Спасибо за подсказку об ошибке в тексте. Исправил ошибку
УдалитьДовольно не плохо написано и описано.
ОтветитьУдалитьвам не будет трудным раскрыть больше эту тему , про мундштуки и регулировка сакса. если бы сделать небольшие видео уроки. я был бы первым для учебы. руки чешутся. купил старый weltklang tenor , для учебы установки клапанов и настройке . есть китаец альт . копия yamaha . так же для этого . и кларнет , деревянный , около 100 лет . но его пока не буду сам. потерплю. ну и мундштуки есть. которые так и хочется подпилить.
так вот начать с мундштуков . может есть у кого мерки, или попросить снять. лекало с размерами. и пусть люди пробуют. все равно делать будут единицы. я так думаю. но как уроквыложить. можем потом выложить свои работы. и будет интересно.
Спасибо за отзыв. По поводу регулировок саксофона в Ютубе есть немало видео. Кстати на странице мастерская есть ссылка на регулировку клапанов саксофона Ивана Маера.
УдалитьПланировал снять серию видео о том что изложено в блоге но ввиду того что судя по отзывам и активности посетителей мой блог оказывается неинтересен , за исключением нескольких посетителей которые положительно отзывались о блоге.
Если у Вас возникнут конкретные вопросы по решению конкретных проблем с саксофоном - обращайтесь на мой эмейл.
По поводу рефейсов- это непростая тема. На начальном уровне не стоит заниматься точением мундштуков. Приводите саксофон в нормальное техническое состояние и занимайтесь на проверенном опытным саксофонистом мундшуке.
Добрый день подскажите пожалуйста где можно приобрести октавный клапан для альт саксофона или хотя бы детальный рисунок как он отдельно выглядит
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте Иван. Отдельно октавный клапан очень сложно найти. Проще найти эску в сборе с октавный клапаном. Поищите ближайшего к вашему месту жительства саксофонового мастера. Может у него найдется именно такой клапан какой Вам нужен.имейте ввиду что клапана эсок разных саксофонов существенно конструктивно отличаются.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Очень полезная статья. Вопрос. Если я правильно понял, не строит нота до 2 октавы, то регулировать её нужно следующим клапаном а именно нотой си? Если так, то какими клапанами регулировать занижающую ноту ля 2 окт. Спасибо за ответ. И можете поподробней о регулировка строя. Я взял на ебей аристократ убитый, отмыл, перекрыл, вроде бы все класс но некоторые ноты приходится подтягивать амбюшуром.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьЕсли есть проблемы по строю то вероятными причинами могут быть некрой клапанов, и неправильные высоты открытия клапанов. Нужно проверить крой всех клапанов. При регулировке высот открытия клапанов нужно знать ,что уменьшение высоты открытия именно следующего окрытого клапана взятой ноты понижает частоту извлекаемого звука а увеличение открытия повышает частоту звука.
ОтветитьУдалитьСпасибо, все кроет, иначе бы низкие ноты не брались так легко, да и на просвет все проверено. Видимо дело все таки в высоте. А какая высота у Сельмеров США выпуска после 1979 года
ОтветитьУдалитьУ меня к сожалению нет таблиц высот открытия клапанов сельмеров.
ОтветитьУдалитьСпасибо. Хорошо, как поднять клапан понятно, а вот как его опустить, что посоветуете....
ОтветитьУдалитьКлапана принципиально устроены одинаково ,и нормально открытые и нормально закрытые. С одной стороны тарелка клапана с подушкой, в середине полая трубка,которая поворачивается на оси, и с обратной стороны упор с бамперочком, который упирается обычно в корпус саксофона, либо в систему рычагов.
ОтветитьУдалитьКлапан можно опустить ниже если на упор поставить толще бамперочек. А можно подогнуть тарелку клапана вниз, нажав на тарелку клапана , упёршись пальцами в упор. Клапанная система представляет собой как бы качели в виде буквы "Г". Если рычаг (г) немного согнуть, то клапан будет ниже подниматься, а если разогнуть то клапан будет выше подниматься. Нужно внимательно и осторожно гнуть клапан. Если клапан сблокирован с другим клапаном, то придется регулироватьи сблокированные кларан ( гнуть,подклеивать бамперочек) обеспечивая их синхронное закрытие.
Спасибо за внятно и простое объяснение. Наверное тонкие бамперочки приклеял, там есть маленький люфт. Если потолще сделать и люфт клапана уйдёт и он на мм примерно опустится. Я собственно так и хотел делать, Вы подтвердили правильность направления устранение проблемы. Спасибо.
ОтветитьУдалитьВсе равно остался вопрос. Все ноты до ми второй октавы строят идеально. Во второй октаве начинается нестрой почти всех нот. Я так думаю что то с октавниками, причём оба Проблемные. Тот что на столе справа кажется открывается много, примерно мм на 5, а верхний на 3 мм. Может октавники как то подрегулировать. Что посоветуете по устранению не Троя 2 й октавы, она как то низит сильно. Спасибо за ответ. С ув. Александр.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Наш саксофонист (самоучка) после второй песни устаёт дуть в инструмент. Подозреваем, что дело в неправильном звукоизвлечении. При несильной подаче воздуха сакс не играет, а просто шипит. Приходится дуть с усилием, что не благоприятно сказывается на музыканте. Подскажите, где загвоздка? Ведь при спокойной подаче воздуха сакс всё равно должен играть. А тут просто мундштук и эска без инструмента. Чтобы пошёл звук нужен компрессор!!! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте.
ОтветитьУдалитьДля комфортной игры на саксофоне необходимо иметь технически исправный и отрегулированный саксофон, мундштук с подходящим номером открытия и трость подходящую этому мундштуку.
Кроме того нужно иметь правильно поставленное дыхание. Желательно чтобы опытный саксофонист а лучше всего преподаватель показал как правильно дуть в саксофон.
Судя по описанному может быть что большой номер мундштука и жёсткая трость.
Здравствуйте. Дышит неправильно. Извлекать звуки нужно на опоре.
ОтветитьУдалитьЕсли саксофон исправен, нормальный мундштук и правильно подобранная трость то звучать будет и на пиано и на форте даже и с неправильным дыханием.
ОтветитьУдалитьПравильное дыхание при игре на саксофоне это отдельная тема. Желательно чтобы правильному дыханию научмл опытный преподаватель.
Добрый день. Я только начинаю играть на саксофоне. Новичок. Приобрела саксофон, на нем пара небольших царапин, нужно ли их убирать? Можно ли их самим покрыть лаком и каким, или лучше не трогать, а потом обратиться к мастеру?
ОтветитьУдалитьДень добрый, нет особо большого смысла убирании царапин. они на звучание не влияют. А уж если вы задумались убрать эти царапины, то лучше к мастеру. "ПодкраситЬ" не получится, лаком покрывается весь поцарапанный элемент саксофона.
УдалитьЗдравствуйте, скажите пожалуйста, чем можно протирать клапана саксофона после игры, чтобы они не залипали. Специальной бумаги как то не найдешь, что из домашних аксессуаров можно использовать. Спасибо
ОтветитьУдалитьДобрый день. Чтобы клапана не залипали нужно после игры кожу подушек промокать либо бумажными салфетками , либа хлопчатобумажной тканью ( можно носовым платком). Заводите салфетку или ткань в открытый клапан и прижимаете. Ткань можно немного потянуть , тогда подушка очистится и от грязи. Только сильно не зажимайте клапан. Сухие подушки желательно смазать бесцветным средством для кожаной обуви. Разогните скрепку, один кончик загните , чтобы получилось небольшое ушко , типа как у большой иголки . Намотайте толстую нитку на это ушко- получите палочку для чистки и смазки кожи подушек. Этой палочкой, смоченной в средстве для кожи смажьте поверхность подушки . Это можно делать без разборки саксофона. Для смазки подушек можно использовать жидкую силиконовую смазку. Силикон отлично смягчает кожу и придает водоотталкивающие свойства.
ОтветитьУдалить