Экспериментальная лаборатория

      Здесь будут публиковаться  технология и  результаты экспериментальных исследований связанных с акустикой саксофона.
      Информация по экспериментальной части акустики саксофона  на этой странице будет размещена после  изложения теоретической части на странице "Аудитория".                   (Сначала теория а потом практика....)

10.02.2015
                                 Раздел 1         Лабораторная работа №1

        На странице "Аудитория"  уже изложена информация , необходимая для понимания процессов звукообразования в саксофоне. 
        
       Для подтверждения на практике   многих теоретических положений  акустики саксофона, которые изложены на странице  "Аудитория", предлагаю выполнить  несложную лабораторную работу  №1.

       Для проведения  лабораторной работы необходимо иметь:


1. саксофон, укомплектованый мундштуком , тростью и лигатурой;
2. небольшой кусочек пластилина  размерами  15 х 10 х 2 мм. ;
3. тонкая, прочная нить длиной  около 20 см. 
4. линейка ( деревянная, металическая, пластмассовая) длиной 10 - 30 см. 

       Подготовка к  лабораторной работе:

1. Кусочек пластилина  длинной стороной (15 мм.) вертикально   прилепить  в камере мундштука по  центру , отступив от передней кромки  5 мм.   Установленная пластилиновая перегородка будет выступать над  криволинейной поверхностью боковых рельс  мундштука ( фейса). 
2. Соедините два конца нити, зажав их  между большим и указательными пальцами одной руки.   Можно также связать концы нити узлом. Образовавшеся  нитевое кольцо   набросьте на поверхность стола мундштука, удерживаемого другой рукой. Натяните нить  со стороны расположения клюва  мундштука и переместите натянутую нить в направлении кончика  мундштука. При этом нить срежет  часть  пластилиновой перегородки, которая выступает над поверхностью боковых рельс - боковые рельсы и перегорока будут  иметь одинаковый уровень.
Что это именно так ,  проверьте  на просвет  между кромкой   линейки  помещенной на рельсы мундштука и  перегородкой - просвета не будет.
3. Установите трость, закрепите её лигатурой  и установите на саксофон.
4. Поиграйте  на саксофоне  3-5 мин. со средней  или максимальной подачей воздуха на  низком, среднем и высоком  звуковых диапазонах.
5. Снимите мундштук и снимите с него трость. При помощи линейки, передвигаемой по поверхности боковых рельс от начала фейса к кончику мундштука, посмотрите  появился ли просвет ( зазор)  между кромкой линейки  пластилиновой перегородкой. 

      Смысл этой лабораторной работы заключается в поиске ответа на вопрос - появится ли зазор между  плоскостью боковых рельс мундштука в районе фейса и поверхностью перегородки?

      Когда проделаете  лабораторную работу, то убедитесь какие изменения произойдут с пластилиновой перегородкой. 
      Попробуйте   разобраться в том ,  почему так произошло и что это подтверждает и постарайтесь  проанализировать результаты  этой простой лабораторной работы.  

      Не забудьте убрать из мундштука   пластилиновую перегородку. Почистите остатки пластилина сухой ваткой и помойте  мундштук. 

      Удачи в проведении лабораторной работы!!! 


17.02.2015

                   Раздел 2                 Анализ результатов лабораторной работы №1

Те, кто проделал лабораторную работу №1 смогли лично убедиться в том, что  пластилиновая перегородка  в результате работы трости на мундштуке сдеформирована - виден зазор между плоскостью боковых рельс мундштука на участке кривой фейса и верхней поверхностью  пластилиновой перегородки.
 О чём это говорит?  А говорит  и «показывает»  это о том, что трость в процессе звукообразования  прогибалась мембранной частью  и сдеформировала пластилиновую перегородку. Трость «оставила» свой след на пластилиновой перегородке в результате мембранного прогиба  при звукообразовании. Участок с  деформацией   перегородки  и есть участком мембранного воздействия трости с воздушным столбом. Если внимательно посмотреть на оставленный след на пластилиновой  перегородке, то можно увидеть  форму и величину   мембранного прогиба трости. 

В результате этой простой лабораторной работы подтверждено  мембранное воздействие трости, закреплённой на мундштуке, на воздушный столб при звукообразовании в саксофоне.
 (См. страницу "Аудитория" , раздел 9. Анализ механизма  звукообразования в саксофоне )


* Для особо любознательных  экспериментаторов

Проведите эксперименты  с пластилиновой перегородкой на различных имеющихся  у вас тростях  (перегородку каждый раз устанавливайте в исходное (начальное) состояние) приблизительно с одинаковой подачей воздушного потока в мундштук. Посмотрите на «след» мембранной зоны  каждой трости. (Можно сфотографировать  «след» в режиме макросъёмки и сравнить).  Устанавливая  отличающиеся друг от друга по физическим параметрам трости (различные материалы трости, различная длина, профиль заточки трости и толщина кончика трости),  вы убедитесь в том, что разные трости с одинаковой подачей воздушного потока будут звучать по-разному  на одном  и том же мундштуке (будут иметь различия в тембре и громкости извлекаемого звука). А когда посмотрите на  «след» каждой трости  на  пластилиновой  перегородке  убедитесь в том, что  эти «следы» отличаются друг от друга  формой и величиной деформации. Наиболее «громкая» трость оставит «след» с большей деформацией перегородки. Эта трость будет наиболее совместимой с мундштуком и будет иметь наибольший КПД преобразования  энергии воздушного потока в звуковую энергию.

25.02.2015

Раздел 3. Диагностика совместимости трости и мундштука

 

Для проведения   диагностики необходимо иметь:



1. Саксофон, укомплектованный мундштуком и лигатурой;

2.Три трости: 1-я - малой жесткости ( лёгкая), 2-я - нормальной жесткости («нормальная» и звучащая трость) и 3-я -  трость повышенной жесткости  ( тугая трость). Желательно чтобы трости были разных фирм, с отличающимися параметрами профиля и длины заточки (результаты диагностики будут более наглядными и впечатляющими);

3.Небольшой кусочек пластилина  размерами  10х10х10 мм.

 Желательно не чёрного цвета - если мундштук  эбонитовый или из чёрной пластмассы. Для металлического мундштука –  пластилин любого цвета.

4. Канцелярский  нож (или небольшой кухонный нож);



Последовательность выполнения  диагностики:



1. На обезжиренные и сухие  поверхности  боковых рельс ( фейса) и кончика мундштука  нанесите тонкий слой размягчённого пластилина толщиной  около 0,5 мм. Предварительно можно  кусочком пластилина как мелком «порисовать» по поверхности  фейса и кончика мундштука – появится тонкий грунтовочный слой. Затем, используя нож в качестве маленького  шпателя, нанесите  тонкий слой пластилина. Пластилин должен  хорошо прилепиться  к поверхности  фейса и кончика мундштука.

2. Установите  сначала  размоченную трость  малой жесткости (лёгкую трость) на мундштук и закрепите её лигатурой.  Оденьте мундштук на саксофон и поиграйте  с комфортной для вас подачей воздуха 2-3 минуты.  Обратите внимание на то, как во время игры изменяется легкость продува мундштука, отклик трости,  громкость и тембр звука. Звук в процессе игры будет «прорезаться»- улучшаться. При достижении наиболее оптимального сочетания  отклика трости, громкости и тембра звука, прекратите игру.   Снимите  трость и если внутри камеры мундштука образуются наплывы пластилина, аккуратно удалите их  кончиком ножа.  Установите снова  трость и поиграйте ещё 1-2 минуты.

3. Снимите трость с мундштука  и внимательно посмотрите на распределение пластилина по поверхности фейса и кончика мундштука.   Вы увидите то, что трость во время  колебаний под воздействием воздушного потока  оставила на  поверхности мундштука с пластилиновым слоем  свой «след»  изгиба. Обратите внимание на  то, на каких участках пластилин  был выдавлен тростью при колебаниях, а на каких участках пластилин имеет утолщения. В тех местах, где пластилин мешал колебаниям трости  он выдавлен, а в тех местах – где трость при изгибе не  «стремилась» достигать поверхности рельс или кончика мундштука, там останется тонкий слой пластилина.  Проще говоря – трость при помощи пластилина «нарисует» совместимую ей форму кривой фейса и кончика мундштука. Если пластилин равномерно  выдавлен с поверхности фейса и кончика мундштука, то я вас поздравляю -   ваш мундштук и трость совместимы. Правда, если вы будете очень долго играть с пластилином, то трость   тоже выдавит весь  пластилин  с поверхностей фейса и кончика  мундштука, поэтому важно остановиться при достижении наиболее оптимального сочетания  отклика трости, громкости и тембра звука при комфортной подаче  воздушного потока.
4. Теперь  удалите сухой ваткой  пластилин с мундштука и  поиграйте на той же самой трости. Сравните  как изменился отклик трости, громкость и тембр звука.

5. Проделайте   изложенное в п.1, 2, 3, 4 с  другими тростями (нормальной и жесткой тростью). Возможно вы будете удивлены - но даже не звучащие трости на вашем мундштуке ЗАЗВУЧАТ!!! Просто каждая трость «нарисует»  совместимую ей форму кривой фейса и кончика мундштука и будет  работать при звукообразовании с максимально возможным КПД.

6. Проанализируйте  полученные результаты диагностики - что они подтверждают  и сделайте выводы.   



Особенностью этой диагностики есть то, что в результате её проведения  проверяется ещё и  ваша индивидуальная совместимость с тростью   и мундштуком. При комфортной для вас подаче  воздушного потока  трость « нарисует» форму кривой изгиба фейса, в том числе размер открытия пасти мундштука учитывая ВАШИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ!!!



      Не забудьте удалить  с поверхностей мундштука   пластилин. Почистите остатки пластилина сухой ваткой и помойте  мундштук.

   

P.S.  Имея результаты диагностики  совместимости трости и мундштука  вы сможете  определиться в своих дальнейших действиях.

Если точить трость ( подгонка трости ) то точите, если вам понятно где и сколько точить.

Если точить мундштук  ( рефейс мундштука), то точите, если вам понятно где и сколько точить.

Если подбирать трость к мундштуку – подбирайте. ( Удачи  вам в поисках).

Если  вы думаете, что в процессе  «дудения» можно достичь совместимости  трости и мундштука – ДУДИТЕ!!!  ( правда я очень  сильно сомневаюсь в том, что будет достигнута  нормальная  совместимость трости и мундштука….)  


17.03.2015

Вопрос - делал ли кто-нибудь диагностику совместимости трости и мундштука и какие вас  получились результаты?


P.S. Судя по отсутствию вопросов и комментариев  можно сделать вывод о том, что экспериментальные исследования и торетические положения акустики саксофона на самом деле  не очень понятны саксофонистам, для которых основной лозунг- "А че тут думать- дудеть надо..."
Когда не видно интереса  и понимания людей  поднимаемой темы ( акустики саксофона) - пропадает  желание излагать дальнейшую информацию.....

Впрочем изложенного теоретического и практического материала  для пытливого ума и умелых рук более чем достаточно. 


25.05.2015 

Раздел 4. Анализ диагностики  (теста) совместимости трости и мундштука.

В качестве логического завершения  темы о диагностике совместимости трости и мундштука  решил  прокомментировать  практические результаты   условно изображенные на рисунке и высказать несколько мыслей по поводу достижения совместимости трости и мундштука.


Кривая изгиба №1  пластилинового слоя ( нижняя линия голубого сектора) на поверхности  мундштука получается в результате колебаний жесткой трости. Причём жесткая трость при одинаковых условиях  игры (подача воздуха, глубины  и силы прижима трости) «прорисовывает»  меньшее открытие пасти  мундштука и более пологую кривую изгиба фейса.  Это также объясняет практическую закономерность – жесткие трости «любят» мундштуки с малым открытием пасти и пологими кривыми фейса. Если взять мундштук с аналогичным открытием и  формой кривой фейса, или если  на мундштуке воспроизвести такую кривую фейса ( произвести  рефейс мундштука - изменение геометрических параметров кривой фейса), то эта трость будет с максимальным КПД возбуждать колебания воздушного столба в трубе саксофона. Энергия воздушного потока  в этом случае  будет эффективно использоваться для звукообразования.
Трость, разогнанная воздушным потоком  в результате понижения  давления во внутренних сечениях мундштука, благодаря эффекту Бернулли  и имеющая свои определенные физико–геометрические параметры, изгибаясь по свойственной ей траектории, тратит часть своей кинетической энергии на  упругую деформацию (изгиб) и часть  на ударное воздействие мембранной зоны на воздушный столб. Чем меньшая часть энергии тратится на изгиб, тем больше остается энергии на возбуждение колебаний воздушного столба. Т.е. трость под воздействием воздушного потока изгибаясь по определенной траектории контактирует с ответными поверхностями мундштука ( боковые рельсы фейса и кончиком мундштука), которые тоже имеют определенную  форму  ( кривая фейса ).   Когда траэктория движения трости при изгибе  совпадает с формой кривой  фейса мундштука  выполняется условие совместимости трости и мундштука.
***(Условие, когда трость, изгибаясь под воздействием воздушного потока,  взаимодействует с поверхностью кривой фейса мундштука,  и при этом «не тратит» дополнительную энергию  на дополнительную деформацию, а  кинетическая энергия трости максимально  «расходуется» на возбуждение колебаний воздушного столба  и есть СОВМЕСТИМОСТЬ трости и мундштука.)

Кривая изгиба №2  пластилинового слоя ( верхняя линия красного сектора) на поверхности  мундштука получается от колебаний жесткой трости с мягким кончиком.
Мягкий кончик  трости при изгибе «раньше» чем средняя часть касается поверхности  мундштука с пластилиновым слоем. В итоге получается  более крутая кривая фейса на участке ближе к кончику фейса мундштука. ( нижняя линия зеленого сектора).  Более мягкий кончик трости при выполнении колебаний  деформирует и вытесняет «мешающий»  пластилин и  «прорисовывает» свою форму кривой фейса.

Кривая изгиба №3  пластилинового слоя ( верхняя линия фейса мундштука) на поверхности  мундштука получается от колебаний совместимой трости. Слой пластилина очень тонкий – фактически вытесненный с поверхности  фейса и кончика мундштука в результате полного контакта трости при выполнении колебаний.

В качестве примера совместимости приведены  результаты  достижения совместимости доработаного тенорового мундштука Брилхарт и трости  фибрацел премьер №3 ( кривая №3).

Кривая изгиба  №1  в результате   работы трости  Бари стар М на этом же мундштуке.  Трость звучит нормально, отклик   тоже нормальный. В целом комфортность игры нормальная. Но в силу специфики трости Бари стар М  тембр звука намного беднее по сравнению с тростью фибрацел. Без пластилинового слоя  звукоизвлечение требует   повышенной подачи воздуха, отклик трости  затруднён. Необходим повышенный прижим трости – в итоге трость излишне зажимается, что в свою очередь негативно влияет на тембр извлекаемого звука. Играть некомфортно.

Кривая №2  в результате   работы трости  Бари стар М с подточенным кончиком.   Трость звучит нормально, отклик   тоже нормальный и немного легче. Без пластилинового слоя   звукоизвлечение требует   повышенной подачи воздуха, отклик трости  затруднён. Необходим повышенный прижим трости – в итоге трость излишне зажимается, что в свою очередь негативно влияет на тембр извлекаемого звука.  Трость с лёгким кончиком и жесткой серединой подвержена к срыву на кикс. Играть некомфортно.

Хотя трость Бари стар М  и  была доработана до  обеспечения совместимости с мундштуком (профиль заточки трости был полностью переточен - фактически трость Бари стар М использовалась как заготовка), но получаемый тембр  звука был хуже  (более плоский с пластмассовым призвуком) по сравнению с тростью фибрацел. Кстати трости фибрацел имеют очень хорошую продольную и поперечную гибкость мембранной зоны  благодаря  свойствам материала-проклеенные кевларовые волокна  и грамотному  профилю заточки. Поэтому при обеспечении  условий совместимости  трости с  мундштуком звук получается более  плотный и объемный.

 Несколько слов о путях достижения совместимости трости и мундштука по итогам тестирования.

Путь первый:

Производить доработку трости под имеющийся профиль кривой фейса,  подтачивая трость  на тех участках, где слой пластилина  имеет утолщение. (очень осторожно облегчать трость в зоне кончика трости а в средней части в первую очередь облегчать боковины трости и в последнюю очередь  работать с сердцевиной ( пружиной трости).  При подгонке жесткой трости к профилю фейса  обрабатывать желательно  удаляя незначительное количество материала и контролировать   состояние совместимости.
Легкую трость  можно немного укоротить- тем самым вы повысите  общую жесткость трости – дальше работаете с этой тростью аналогично как с жесткой тростью ( в этом случае укороченная трость будет выполнять роль заготовки, на которой необходимо воспроизвести  нужный профиль заточки, совместимый с фейсом мундштука.
Если все имеющиеся  используемые вами трости требуют доработки, то это говорит о  их  несовместимости  с имеющимся мундштуком.
 ***(На заметку любителям точения тростей. Несколько слов о профиле   заточки тростей.  Например, разработанные фирмой Вандорен  трости различных марок имеют различную толщину кончика, профиль и длину заточки. Поэтому не стоит сильно усердствовать при точении тростей- как результат будет нарушена балансировка трости  и изменится тембр звука. Кроме того, может поплыть строй в различных диапазонах.)

Путь второй:

Изменение профиля фейса мундштука под  определенную  марку тростей, обеспечив их совместимость. При этом копируется профиль пластилинового слоя ( снимаются размеры  полученного фейса в результате работы трости на мундштуке) и потом этот профиль воспроизводится  на мундштуке. В этом случае мундштук выполняет роль заготовки на которой воспроизводится скопированный фейс.
Для выполнения второго пути необходимо иметь измерительные, обрабатывающие инструменты а также навыки слесарной обработки различных  материалов ( эбонит, пластмасса,  сталь, латунь, бронза…)
***(Для любителей точить мундштуки - изменение профиля фейса мундштука очень ответственная операция, в результате которой можно  достичь совместимости  трости и мундштука, а можно просто говоря испортить мундштук. Поэтому я не советую идти по этому пути, если вы не уверенны в своих силах – точите лучше трости!!! Для  получения навыков по доработке профиля фейса мундштука можно использовать  неиграющий или испорченный мундштук. В качестве заготовки можно также использовать дешевый китайский пластмассовый мундштук. В этом случае у вас будет реальный шанс попытаться превратить неиграющий мундштук  в   играющий….. Как говорится всё в ваших руках… )

Итоги  диагностики совместимости трости и мундштука:

1. Трости с различными физико-техническими параметрами (толщина кончика трости, профиль и длина заточки) имеют различия формы изгиба  при аналогичных нагрузках в результате движения воздушного потока в полости мундштука.
2. Профиль кривой фейса мундштука,  совпадающий с формой  изгиба трости,  обеспечивает работу трости с высоким КПД использования энергии  воздушного потока при звукообразовании.
3.  Определенная модель трости,  совместимая  с профилем фейса  мундштука, обеспечивает легкое звукоизвлечение, богатый тембр извлекаемого звука и стабильное звукообразование.
4. Геометрические размеры внутренних поверхностей мундштука определяют режимы движения воздушного потока  (увеличение скорости и падение давления в сужающихся сечениях согласно закону Бернулли).
5.  В каждом сечении мундштука устанавливается своё соотвествующее падение давления, которое воздействует на соответствующий участок трости. Падение давления вызывает  изгиб и  закрытие трости на поверхности окна мундштука.
На тех участках, где падение давления имеет большую величину, происходит большее  воздействие на трость и больший изгиб.  Таким образом,   геометрические параметры  внутренних поверхностей мундштука  определяют   параметры изгибающих усилий воздействующих на трость от движения воздушного потока, а трость, имеющая свои  физико-технические параметры, изгибается по определенной траектории. Когда трость при   своем изгибающемся движении взаимодействует с соответствующим по форме фейсом мундштука,  происходит оптимальное использование энергии движения трости, разогнанной воздушным потоком и эффективное возбуждение колебаний воздушного столба, находящегося внутри трубы саксофона.
И хотя мундштук и влияет на колебания трости, основная задача мундштука– создать  условия  обеспечивающие свободные колебания  трости, вызывающие эффективное  возбуждение колебаний воздушного столба (за выполнение этой задачи в итоге отвечает кривая фейса). 

  
Кратко  механизм совместимого  взаимодействия  трости  и мундштука под воздействием воздушного потока можно сформулировать  следующим образом:
Геометрические  параметры   внутренних поверхностей  мундштука  под воздействием  воздушного потока  определяют  форму кривой  изгиба трости, а трость соотвественно определяет форму кривой фейса мундштука.  
В итоге имеем  три взаимосвязанных элемента - мундштук со своими индивидуальными геометрическими параметрами, трость  со своими индивидуальными физико-техническими параметрами и воздушный поток, вызывающий их взамодействие при звукообразовании.

22.09.2015


Раздел 5.  Рефейс мундштука под ТРОСТЬ!!!

Одним из реальных путей достижения совместимости мундштука и трости есть изменение профиля фейса мундштука под параметры определенной («любимой») трости.
Итак, вы определились в выборе трости с учётом параметров заточки и её тембрового потенциала. Например, джазовая трость фирмы Vandoren java 2,5 или Fibracell 3.
Для обеспечения эффективной работы трости на мундштуке необходимо, чтобы фейс мундштука «обеспечил» эти условия для работы.

При имении необходимых знаний, элементарных слесарных навыков, измерительного инструмента и самое главное – ЖЕЛАНИЯ, произвести рефейс мундштука под трость вполне реально.
Если же указанных компонентов у вас нет, то играйте на том, что у вас есть и учавствуйте в бесконечном поиске звучащей, совместимой трости с вашим мундштуком.
НО!!! Даже если вы будете очень много и упорно дудеть, то ваши несовместимые трость и мундштук так и останутся НЕСОВМЕСТИМЫМИ.

В качестве доказательства реальности достижения совместимости трости и мундштука путем доработки фейса мундштука, произведу рефейс Вашего мундштука под Вашу любимую трость.

Первому желающему произвести рефейс, заявившему об этом в теме, рефейс будет произведён БЕСПЛАТНО!!! Ваши только почтовые расходы на отправку и обратную доставку мундштука и трости.
Для рефейса принимаются альтовые и теноровые мундштуки. Можно присылать кривые, неиграющие мундштуки, так как в итоге доработки мундштука будет произведен контроль и выведение поверхности стола мундштука и выведение новой кривой фейса.
В связи с тем, что я проживаю в Украине, то предпочтительно, чтобы заказчик тоже был из Украины.
Желательно перед отправкой мундштука снять видео-тест исходного мундштука. И также снять видео-тест после получения доработанного мундштука.
Кроме того, мною будет снято видео по входящему (до обработки) и выходящему ( после доработки) контролю состояния совместимости трости и мундштука. Ссылка на видео будет размещена в этой теме.


P.S. Если вы думаете, что рефейс мундштука под трость БРЕД, то продолжайте так думать и дальше. Но многие мировые производители тростей и мундштуков разрабатывают трости, а потом под эти трости выпускают линейку совместимых мундштуков. За примером далеко ходить не надо – фирма Vandoren, Rico, Forestone, Ishimori ( woodstone), Brahner, Francua Lui, Legere и список можно продолжить дальше.
А производитель тростей Fiberreed под СВОИ ТРОСТИ!!! кроме своих мундштуков заказал у Тео Ванне специальные мундштуки Tantra.

Вот такой АКУСТИЧЕСКИЙ БРЕД мировых производителей тростей и мундштуков или логическая ЗАКОНОМЕРНОСТЬ решения проблемы совместимости тростей и мундштуков !!!

Для продолжения темы необходимо найти ответ на 2 очередных «детских вопроса»: что такое рефейс мундштука и для чего он нужен? 
Ответы: 
1. рефейс мундштука – это изменение следующих параметров «фейса» мундштука: 
а) размера открытия пасти мундштука (пасть можно увеличить или уменьшить);
б) длина фейса ( длину фейса можно укоротить или удлинить);
в) форма кривой фейса ( форму кривой можно изменить).
2. Рефейс мундштука ( изменение параметров фейса мундшутка ) призводят в тех случаях, когда фейс имеющегося мундштука вас не устраивает по одному или нескольким параметрам. 
Например: 
а) маленькая пасть мундштука, которую нужно немного открыть (предпочтение игры на большой подаче воздуха при достаточном объемё легких), или наоборот- большая, не комфортная пасть ( трудно играть, не хватает воздуха) и её нужно немного уменьшить.
б) длинный фейс мундштука, предполагающий более глубокий захват мундштука вам не комфортен и его нужно укоротить. А если вы предпочитаете более глубокий захват мундштука, при котором увеличивается зона взаимодействия мембранной части трости с воздушным столбом, то длину фейса необходимо увеличить. 
в) на мундштуке с имеющейся формой кривой фейса ваша «любимая» трость «не звучит» либо в каком-нибудь диапазоне – верхний или нижний, либо по всему диапазону. 
Примеры а) и б) зависят от физиологических особенностей саксофониста, а в) зависит от совместимости параметров конкретной трости к кривой фейса мундштука. 

Вполне очевидно, что для того, что бы что-то изменить в фейсе мундштука, нужно очень ясно представлять какие параметры фейса и насколько необходимо изменить.

Но тем не менее, параметры открытия пасти, длины фейса и параметры конкретной трости являются «задающими» параметрами влияющими на форму кривой фейса. Т.е. имея размер пасти, длину фейса и трость можно получить ФОРМУ кривой фейса, на которой эта трость (фирма, модель, номер) будет правильно работать. 

Можно ли рассчитать форму кривой ?
Ответ: Правильно рассчитать форму кривой можно, если учесть параметры воздушного потока внутри мундштука, влияющие на изгиб (колебания) конкретной трости. 
При большом желании можно смоделировать режимы изменения параметров воздушного потока и влияния этих режимов на колебания 
( изгиб) трости и получить форму кривой.
А можно сразу увидеть результат взаимодействия трости и мундштука при помощи тонкого пластилинового слоя, на котором трость оставит « слепок» формы кривой изгиба. 
Можно и НЕ ПРАВИЛЬНО рассчитать форму кривой фейса мундштука – «придумать» формулу для «вычисления» формы кривой без учёта особенностей внутренних размеров мундштука и без учета параметров конкретной трости. Именно этим и занимаются некоторые рефейсеры с мировым именем . ( называть их имена просто не ПОКА не буду….)

На форумах саксофонистов я спрашивал у ОЧЕНЬ «умных» рефейсеров – а под какую конкретную трость вы производите рефейс, и как можно производить рефейс БЕЗ ТРОСТИ???!!! На эти вопросы так никто из них и не смог ответить…. (Об их «глЫбоких» знаниях акустики саксофона я просто промолчу…) 

А теперь вывод по поводу рефейса мудштука под ТРОСТЬ. 

Именно ТАКОЙ рефейс мундштука, учитывающий особенности внутренних поверхностей мундштука и параметры конкретной трости, является грамотным и закономерным. ( проверено на практике – теория по акустике саксофона подтверждается практикой - произведен рефейс 3 альтовых и 2 теноровых мундштука под « любимые» трости). 

Говоря о рефейсе мундштука под ТРОСТЬ, на самом деле разговор идет о создании фейса под ТРОСТЬ на имеющемся мундштуке, который используется фактически как заготовка. Причём, созданием нового фейса под трость решается задача создания комплекта: трость-мундштук. Созданием комплектов МУНДШТУК-ТРОСТЬ занимаются многие фирмы, о которых я уже упоминал.
Ещё обращу ваше внимание на то, какие роль и задачи выполняет трость и мундштук в процессах звукообразования в саксофоне и как они взаимосвязаны между собой. 

РОЛЬ ТРОСТИ – возбуждение колебаний воздушного столба.
ЗАДАЧА ТРОСТИ – максимально эффективно преобразовать энергию движущегося воздушного потока в энергию звуковых колебаний воздушного столба. 
РОЛЬ МУНДШТКА – создание оптимальных условий для движения воздушного потока.
ЗАДАЧА МУНДШТУКА – обеспечить оптимальную контактирующую поверхность кривой фейса для эффективного преобразования тростью энергии движущегося воздушного потока в энергию звуковых колебаний воздушного столба.

Как видим трость «играет» главную роль, а мундштук «играет» второстепенную (обслуживающую) роль, обеспечивая нормальную работу трости. 
Взаимосвязанными элементами автоколебательной системы при звукообразовании в саксофоне есть: ТРОСТЬ-ВОЗДУШНЫЙ СТОЛБ.
Учитывая то, что трость вызывает звуковые колебания воздушного столба (чередующееся ПОВЫШЕНИЕ и ПОНИЖЕНИЕ давления) внутри трубы саксофона именно в закрытом положении (фаза взаимодействия мембранной зоны трости в закрытом положении с воздушным столбом), то кривая фейса мундштука должна обеспечить плотное закрытие трости на поверхности фейса для эффективного взаимодействия мембранной зоны трости с воздушным столбом. В открытом положении трости, при подаче воздушного потока, внутри полости трубы саксофона устанавливается пониженное давление, причем самое низкое давление устанавливается в самом узком сечении – кончик мундштука. И чем больше подача воздушного потока, тем больше понижение давления (Закон Бернулли). Поэтому, при вдувании воздуха во внутренней полости саксофона устанавливается ПОНИЖЕННОЕ ДАВЛЕНИЕ, хотя в грудно-ротовой полости саксофониста образуется ИЗБЫТОЧНОЕ ДАВЛЕНИЕ!!! 

Фейс мундштука ( открытие пасти, длина кривой ( длина фейса) и форма кривой ) является контактирующей (сопрягаемой) поверхностью трости и мундштука при работе трости на мундштуке под воздействием подаваемого воздушного потока. И в итоге каждая индивидуальная трость при индивидуальных параметрах подаваемого воздушного потка и геометрических параметрах внутренних поверхностей мундштука открытия и длины фейса будет "требовать" ИНДИВИДУАЛЬНУЮ - совместимую кривую фейса мундштука. От того, насколько фейс будет соответствоать параметрам СОВМЕСТИМОСТИ, будет зависить потенциал использования трости, её КПД. Поэтому когда я вижу КРАСИВЫЙ мундштук с непонятно под какую трость кривой фейса у меня возникает вопрос - а какая же трость будет правильно звучать на этом мундштуке??? Такие мундштуки я называю мундштук -головоломка из серии " угадай под какую трость он изготавливался. Этот вопрос возникет в связи с РЕАЛЬНЫМИ процессами взаимодействия трости и мундштука под воздействием воздушного потока. И наверняка создатели ТАКИХ мундштуков НЕ смогут ответить какая же трость будет оптимально звучать на этом мундштуке??? Изучая и анализируя мундштуки- их внутренности, кривые фейса я убедился в том, что их создатели, хоть и с мировым именем, вряд ли имеют знанания акустики саксофона. Если "МАСТЕР" расчитывает кривую фейса мундштука по " КРАСИВОЙ" формуле ( радиальной или эллиптической) без учёта физических параметров трости, геометрических параметров внутренних сечений мундштука и без параметров воздушного потока - то я могу смело утвердждать то , что этот "МАСТЕР" НЕ ЗНАЕТ даже основ акустики саксофона. 
Для грамотного создания мундштука знания акустики ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.
Эти знания также обязательны и при рефейсе мундштука. 

Вернемся опять к рефейсу мундштука. 

Анализируя рефейсы можно выделить несколько их видов:
1. Рефейс мундштука РЕМОНТНЫЙ - устранение ЗАВОДСКИХ деффектов и косяков. Приведение параметров фейса мундштука к заводским параметрам. 
2.Рефейс мундштука "КРАСИВЫЙ" ( безграмотный- без знаний акустики сасофона). При этом виде рефейса "МАСТЕР" выводит КРАСИВУЮ форму фейса без учёта физических параметров трости, геометрических параметров внутренних сечений мундштука и без параметров воздушного потока . Короче получается КРАСИВЫЙ фейс. Как правило это фейс аля - маер, или дрейк или какой либо другой брендовый фейс непонятно под какую трость.
3.Рефейс мундштука под трость ( грамотный - с учётом особенностей протекающих процессов при звукообразовании в саксофоне и закономерностей поведения трости на мундштуке под воздействием воздушного потока.) При этом виде рефейса исходными данными есть открытие пасти мундштука и длина фейса. Форма кривой выводится с учётом особенностей конкретного мундштука и конкретной трости. Этот вид рефейса может быть заочным - без участи я саксофониста. 
4. Рефейс мундштука ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ - под трость и под саксофониста ( с учётом его анатомических особенностей и конкретных музыкальных задач)
При этом виде рефейса определяется величина открытия пасти мундштука, длина фейса и форма кривой фейса под конкретную трость исходя из конкретных музыкалных задач и анатомических особенностей саксофониста. Например для любителей "верхолазить" форма кривой будет иметь свои особенности. Для обеспечения качественного рефейса этого вида участие саксофониста очень желательно. 

P.S. Процессы происходящие в саксофоне при звукобразовании носят ОБЬЕКТИВНЫЙ характер и протекают в соответствии с физическим законами , независимо от наличия или отсутствия знаний акустики саксофона.
Если хотите быть грамотным саксофонистом - изучайте акустику саксофона и применяйте её на практике.

16.12.2016  Раздел 6
Экспериментальные исследования колебаний трости при звукообразованиии.

Экспериментальные подтверждения  того, как работает трость на мундштуке при звукообразовании:


 На этом видео высокоскоростной сьемкой зафиксировано  то как колеблется трость на мундштуке под воздействием воздушного потока .  Трость совершает колебания  и при этом изгибается   под воздействием воздушного потока по своей траектории и захлопывается на окне мундштука . При этом она движется из открытого  состояния в закрытое - , потом идет открытие. Т.е. полный цикл  колебаний трости:   открыто - закрытие  трости - открытие трости.  При этом частота колебаний трости такая же как и частота звуковых колебаний. 
Трость и воздушный столб  образуют единую автоколебательную систему, которая колеблется с частотой получаемого звука.

Вот еще одно доказательство того, что это происходит именно так:

http://journal.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2014.00690/full

Это исследования австрийского института акустики . В ходе экспериментов  на трость  трость был установлен специальный датчик, котрый фиксировал колебания трости.



  При звукоизвлечении были  зафиксированы частота колебаний трости и частота звуковых колебаний- эти частоты колебаний идентичны


Эти экспериментальные исследования подтверждают  то, как работает трость на мундштуке при звукообразовании и то какая частота колебаний трости и частота звуковых колебаний .

11 комментариев:

  1. Здравствуйте прочитал ваши наблюдения в плане подбора трости к мундштуку, очень интеоесно, к сожелению к варианту обрезания и подтачивания тростей я пришел практическим путем чуть подточил обрезал и попробывал да правда времяни и тростей было потрачено очень много, но меня больше всего интересует несколько другая тема! Мне бы было бы очень интересно прочитать ваше мнение по поводу частей мундштука как подтачивать или исправлять дифекты на эбонитовых мундштуках или металических, я сейчас конкретно над этой темой больше заинтересован нежели по подчинке тростей, но хочу заметить все очень доступно и доходчиво но без илюстраций к сожелению!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Леонид за комментарий.Если говорить о дефектах мундштука то они могут быть слеюующими:
    1.Неровность ( неплоскостность) поверхности стола мундштука (бугор или впадина);
    2.Различная кривизна боковых рельс мундштука;
    3.Различная толщина боковых рельс.
    4.Перекос плоскости кончика мундштука относительно плоскости поверхности стола мундштука.
    Предварительную диагностику мундштука на наличие 1,2,4 дефекта можно сделать при помощи небольшого кусочка шлифованого стекла (50х100мм или больше).
    Стекло промазать тонким слоем любого растительного масла.
    Положить стекло на поверхность стола мундштука- если пятно контакта на всей поверхности стола то поверхность стола плосакая- НОРМАЛЬНАЯ. Если неровная то стекло покажет в каком месте дефект.
    Перекатывая стекло к кончику мундштука следите за перемещением пятен контакта на обоих рельсах мундштука- они должны "двигаться" синхронно. Если есть несинхронность- то это результат различий кривизны боковых рельс.
    Особенно важно- на кончике мундштука пятно контакта должно "показать" ровную дугу , как дуга пальца ногтя. Если этого нет то плоскость кончика мундштука перекошена.

    Теперь, как устранить эти дефекты- я устраняю эти дефекты тоже с помощью стеклышка но одна поверхность которого обработана крупной шлифовальной шкуркой - в итоге получается стекло с абразивной поверхностью. Применение такого стекла позволяет контролировать обработку дефектных мест. Для эбонита и пласмассы вполне хватает.
    Используя это, стекло смоченнное водой, убираете дефектные места.
    для исправления дефектных мест металлических мундштуков применяйте шлифовальную шкурку.

    ОтветитьУдалить
  3. интересная статья, только надо чтобы голова и руки имели крепкую взаимосвязь при выполнении определенных действий и понимания процессов звукообразования происходящих в мундштуке с тростью, дайте людям инструкцию к действию они такого напилят, мама не горюй. слесари без работы не останутся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв. Взаимосвязь головы и рук - ключевой момент для решения многих проблем, в том числе и проблем с саксофоном.
      Для творческих и грамотных людей информации изложенной в блоге вполне достаточно. А если кому-то непонятно изложенное то тот вряд-ли будет делать чтт то своими руками

      Удалить
  4. Замечательная статья, проливает некоторый свет на вопросы доработки мундштуков и тростей, а то на Youtube какие-то нелепые консультации, типа "точи здесь для альтов, точи здесь для низов, "сердце" не точи". Бессистемная информация, от дяди Васи. Единственно, может вопрос совместимости начать с подбора нужной трости к своему мундштуку из того что предлагается в продаже? Ну, до того как переходить к радикальным методам. А вообщем - огромное спасибо автору.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за высокую оценку моей информации.
    По поводу подбора трости к мундштуку - это своего рода лотерея. Тут только личное пробы и поиск подходящей трости.
    Но в первую очередь мундштук должен быть в нормальном техническом состоянии: ровныйстол, симметричные рельсы и правильно выведенный кончик мундштука.

    ОтветитьУдалить
  6. Огромное спасибо за информацию .Ваш телефон по Украине

    ОтветитьУдалить
  7. Рад что Вам понравилась моя информация.
    Мой телефон +38 095 408 63 38

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо. Невероятно редкая информация, почему-то, или секретная. Пришлось потратить множество лет, множество проб и ошибок.
    Думаю, поэтому и необходимо перелазит на полимерные трости, чтобы звук был всегда один.
    Не пробовали 3д-печать? Открывает новые горизонты для экспериментов. Ибо текущая форма и дизайн мундштуков был принят только из-за их токарного производства.

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо за комментарий. У полимерных тростей есть свои плюсы по поводу стабильности параметров длительное время. Самые живучие наверное Bari. Но их оригинальная заточка рабочей поверхности трости выдает резкий и сухой звук. После доработки эти трости звучат намного лучше.
    Очень хорошо звучат Fibracell. По тембру они болизки к хорошим камышовым тростям. Но к сожалению они не такие живучие как Bari.
    Многие саксофонисты переходят на пластиковые трости из-за плохого и нестабильного качества камышовых тростей. А многим пластиковые трости не нравятся из-за характерного тембра. Тут каждый выбирает то что ему нравится.
    К 3Д печати мундштуков и тростей отношусь очень скептически из-за мягкого термопластичного пластика. Поэтому звучат такие мундштуки и трости не очень красиво. Но это опять у кого какой вкус и предпочтения.

    ОтветитьУдалить
  10. Для лазерной резки металлов применяют технологические установки на основе твердотельных, волоконных лазеров и газовых CO2-лазеров, работающих как в нескончаемом, так и в импульсно-периодическом режимах излучения. Промышленное использование газо-лазерной резки с каждым годом возрастает, хотя данный процесс не может полностью заменить традиционные методы разделения металлов. В сопоставлении со почти из применяемых на производстве установок цена лазерного оборудования для резки ещё довольно высока лазерная резка в москве дешево, но за наметилась тенденция к её понижению. В связи с данным процесс лазерной резки делается эффективным лишь условие обоснованного и разумного выбора области использования, когда использование классических способов трудоемко либо вообще невозможно.

    ОтветитьУдалить